Без рубрики

Сформирован лонг лист премии АРХИWOOD

В этом году на премию АРХИWOOD поступило рекордное количество заявок – 177. В 2015 году их было 176, в 2014-м – 167. Правда, тогда резко скакнувшие цифры были связаны с тем, что в премии появилась новая номинация – «Предметный дизайн», и на нее в первый же год пришло 62 объекта. В этом году дизайнерских объектов не так много (27), но это означает, что приросли более «весомые» номинации.
И действительно: 23 загородных дома, 21 малый объект и 18 сооружений общественного назначения. Еще в этом году как никогда много интерьерных объектов – 30. И это не только квартиры и кафе, но также музей «Магнезит» в Сатке (бюро KONTORA) и сразу несколько пространств для детей (бюро RueTemple и «Чехарда»).
Бум общественных пространств, казалось бы, спадает, но, как выясняется, он всего лишь переместился. Благодаря кипучей энергии Натальи Фишман абсолютным чемпионом по части дизайна городской среды стал Татарстан: он выдвинул сразу 17 деревянных объектов! Немного уступил по числу деревянных шедевров Санкт-Петербург – еще и с той разницей, что объекты второго фестиваля «Древолюция» сосредоточены в одном месте: в Ботаническом саду Лесотехнического университета. Еще одним героем этого года стал Владивосток: Феликс Машков и бюро «Конкрит Джангл» всерьез взялись за улицы города, выступая при этом в самых разных жанрах: оформляя кафе и рестораны, территории бывших фабрик, строя выставочные павильоны, библиотеки и одного Горкозавра…
Тут необходимо сказать, что и Машков, и абсолютное большинство номинантов этого года – архитекторы молодые (от 20 до 35 лет), что, конечно, радует. Впрочем, звезды тоже на своих местах: в лонг-листе – очередная квартира абсолютного фаворита премии по совокупности побед Алексея Розенберга, новый объект (на этот раз – баня) Тотана Кузембаева, офис продаж от Сергея Чобана, трансформируемая квартира в Нью-Йорке Петра Костелова, спорткомплекс под Нижним Новгородом Стаса Горшунова, новые версии уже очень знаменитого «Дубль-дома» Ивана Овчинникова, вторая очередь городской фермы на ВДНХ от бюро WOWHAUS.
Говорить о трендах, как всегда, сложно: авторы вдохновляются самыми разными источниками. Со скандинавской традицией остроумно работают Денис Чернов и Татьяна Панченко (зимний дом с баней в Истринском районе) и петербуржец Георгий Снежкин («Дом у моря»), минималистскую линию продолжает гнуть Григорий Дайнов из Ярославля. Светлана Беднякова и Маргарита Дербанова, архитекторы «Росса Ракенне СПб» (HONKA), элегантно стилизуют советскую дачу, а Иосиф Бельман и Владимир Шорохов (то же бюро) наоборот, двинулись по направлению к Райту… Элегантно «раздвигают» избу Николай Калошин и Владимир Кузьмин («Дом художников» в Тверской области) и уж совсем ни на что не похож дом в Кратово Антонио Михе (бюро «ТАММВИС»).
С частными домами и хозпостройками (например, обаятельный туалет в форме цилиндра, Иван и Дмитрий Кожины) соседствуют сооружения совсем иного масштаба: аквапарк в Новосибирске (чьи клееные конструкции разрабатывала лаборатория Александра Погорельцева из московского ЦНИИСКа) и самое высокое в России здание из дерева – четырехэтажная GOOD WOOD PLAZA. Среди арт-объектов нельзя не выделить Cuboed Олжаса Кузембаева на территории экопарка «ЯсноПоле» и The Trunk Лизы Абросимовой у стен Нижегородского «Арсенала».
Еще две «бомбы» этого года притаились в номинации «Реставрация». Во-первых, это редкая не только для Вологды, но и для всей России реставрация деревянного городского дома начала ХХ века – Дома Черноглазова (архитектор Владимир Лукин). Заказчиком же (и инвестором) работ выступил владелец дома – Герман Якимов, что тоже можно было бы назвать уникальным случаем, если бы в той же номинации не был представлен и главный интернет-хит последних лет – Асташовский терем. Его хозяин, московский энтузиаст Андрей Павличенков, честно держал весь мир в курсе работ, шедших 7 лет в Костромской глубинке, под Чухломой – и вот, наконец, они практически завершены, и летом этого года терем ждет торжественное открытие. Народное голосование в интернете стартует 15 мая.