Владислав Савинкин, доцент МАРХИ, архитектор-дизайнер, руководитель профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна, член экспертного совета архитектурной премии АРХИWOOD с 2009 по 2024 год.
Расскажите, пожалуйста, о работе в экспертном совете премии АРХИWOOD.
На мой взгляд, 15 лет, которые я провел с премией АРХИWOOD, они в каком-то смысле даже структурировали мою жизнь именно постоянным обращением к деревянной архитектуре. И в результате ты ее как бы не забываешь никогда. Даже если твои проекты уносятся больше в металлические производства или вообще в обращение с молодыми человеческими душами — я имею в виду студентов Института бизнеса и дизайна, где я являюсь руководителем. Самое интересное, конечно, это именно экспертиза наша, наш коллектив, который был достаточно постоянен. Общение в кругу коллег было очень важным для меня лично с той точки зрения, что все-таки я проектировщик, архитектор. И мнение других экспертов, журналистов, блогеров, людей, которые находятся в теме, но не проектируют, тоже было очень интересным и важным для меня.
Как изменились тренды в архитектуре за 15 лет?
За последние 15 лет произошло переформатирование архитектуры в среду. Сейчас ни один значимый проект не будет согласован, если рядом мы не увидим замечательных визуализаций и проекта благоустройства территории. Мне кажется, это соединение экстерьера и архитектуры очень важно. И в контексте нашей премии АРХИWOOD эта близость к человеку, ориентация на человека помогает использовать дерево в очень больших форматах и по-разному. Ну и, конечно, совместное проектирование. Потому что все больше не только жителей подключается к проектированию, но и разные профессии участвуют в этом — от производителей до специалистов IT-технологий.
Какие объекты были самыми запоминающимися за время проведения премии АРХИWOOD?
Я всегда очень тщательно относился к своему выбору. Уже после того, как определяли победителя, обращал внимание на каждую номинацию.
Все путешествия в 20-х годах я согласовывал именно с премией АРХИWOOD. Я заходил на сайт, смотрел, что там есть интересного, и ездил туда, куда мог доехать на машине, на поезде или даже иногда пешком. Такая моя туристическая миграция четко согласовывалась с премией АРХИWOOD.
Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин на премии АРХИWOOD.
Считаете ли вы, что в архитектуре сейчас зарождается новый стиль?
Если бы я сейчас был архитектурным критиком и определял новый стиль, я бы назвал его как соединение художественного (все-таки архитектура — это искусство) и компьютерного, диджитального, потому что без этого тоже современный мир и современная архитектура вообще уже невозможны. Но вот хотелось бы, чтобы как-то это соединялось еще в проектах, в жизни. И если говорить про моих студентов, то мы всегда в любом компьютерном, выполненном с помощью новых технологий проекте стараемся еще суметь интегрировать туда и рисунок от руки.
Согласны ли вы с тем, что дерево — генетический код российской архитектуры?
Я с этим напрямую согласен, потому что первый свой архитектурный объект, который я построил, был курятник у моей бабушки. Он был как раз из дерева и сетки.
Дерево — красивый материал, не говоря уже о том, что появляются и работают заводы, производящие CLT-панели. И да, это живой материал, его не так легко использовать. И когда мы обращаемся к итальянской архитектуре, деревянным интерьерам и мебели, мы понимаем, что это материал, уже лишенный теплоты дерева. Он становится как деревянный металл.
Но в России его живучесть, его теплота, его жизненность, они, думаю, сродни тому, о чем вопрос: что это генетический код России.
Какая поддержка нужна архитекторам в России?
Трудно очень отвечать на такой вопрос, потому что все мы члены Союза архитекторов и дизайнеров России. Какая нам поддержка нужна? Ну, во-первых, если говорить о том, что я из 90-х, — слава богу, что нам никто не мешает. Мы как бы сами выбрали этот путь и творим. Что касается приглашения на такие выставки, как «Зодчество», «Арх Москва», конкурсы Союза архитекторов, поддержка была бы, наверное, полезна в качестве заказов, интересного сотрудничества. Но это сейчас удел молодых, молодые там больше процветают и продвигают себя.
Как будет развиваться деревянное домостроение в ближайшие годы?
Деревянное домостроение будет развиваться, потому что спросите у людей на улице, в каком доме они хотят жить, в бетонном или деревянном, — наверное, 90% ответят, что в деревянном. Поэтому сам рынок, я думаю, на это направлен. А уж то, что мы страна дерева, эту смычку еще необходимо осуществить.
Что бы вы хотели пожелать премии АРХИWOOD?
Я желаю премии АРХИWOOD выпустить каталог за 15 лет, может быть, даже цифровой. Я желаю премии АРХИWOOD всегда проводить свои мероприятия, чтобы они были такими же интересными, как были эти 15 лет. Они запоминаются правильным выбором места, замечательными проектами. Я думаю, что у премии, которая выдержала 15 лет, замечательное будущее именно в том плане, что дерево в России будет процветать и развиваться.